Социальный педагог в школе – это …
«Кто такой социальный педагог?» - это тот вопрос, которые волнует многих родителей и некоторых молодых преподавателей. Часто родители учеников и молодые учителя спрашивают: «Кто такой социальный педагог?», «Как педагог может быть "социальным"?», «Какие обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей имеет данный сотрудник в школе?». Для многих социальный педагог - это вечная и непостижимая загадка.
В первую очередь, социальный педагог в школе - это преподаватель. Многие считают, что кроме названия он ничем не отличается от обычного учителя, но на самом деле это не так. Социальный педагог в школе - это очень ответственный сотрудник, потому что он должен лучше других разбираться в детском поведении и психологии, что и помогает ему на профессиональном уровне организовывать работу с учениками и их родителями. Социальный педагог должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. Разных задач у социального педагога очень много и, на практике, они, можно сказать, не ограничены. Итак, в чем заключается основная работа социального педагога с учениками в школе.
Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности, государственных органов, других организаций для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании учеников.
Общая задача - это социальная помощь ученикам.
Не стоит путать психолога, учителя и социального педагога, хоть все эти три профессии и схожи между собой в некоторых образовательных моментах.
Можно сказать, что профессия социальный педагог в школе сочетает в себе профессии обычного учителя и психолога. Обычно социальный педагог помогает учащимся в процессе социализации и адаптации во время учебы.
Очень хорошо деятельность социального педагога просматривается в начальной школе, где учеников обучают общению со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в коллективе и в обществе.
Адаптация учащихся и сотрудников образовательного учреждения - это важная обязанность социального педагога.
Социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте, хотя воплотить его в жизнь эти концепции удается далеко не всегда.
Главная проблема создания атмосферы, пригодной для обучения и работы - это наше разнородное общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности, и если принимать во внимание всех (как это положено делать), то найти "золотую середину" крайне трудно. По факту, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, чаще, возлагают на плечи психологов, или вообще "опускают" их.
Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. Ему приходится формировать ценности и мировоззрение у детей. Обычно данную задачу реализуют в начальной школе, где на учеников еще пока легче влиять.
Большую часть времени работа социального педагога в школе заключается в разрешении споров между учениками, родителями, учениками, в разборе негативных поступков учащихся, проведении профилактических бесед с учениками и родителями.
Очень важный момент в работе - это оказание и проведение консультаций для учеников, родителей и учителей. Должностная инструкция социального педагога в обязательном порядке включает в себя данный пункт. Помогать и консультировать приходится по самым разным вопросам.
Часто приходится присутствовать на родительских собраниях и вести беседы о поведения отдельных учеников.
Иногда придется использовать инструменты школьного психолога, особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к месту учебы нового ученика. Это уже не совсем адаптация, а именно установление контакта с учителями, одноклассниками и сверстниками. Социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему необходимые советы по общению, причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием ученика в этот момент.
Если у учеников наблюдаются проблемы с посещением школы, поведением или оценками социальный педагог обязан провести работу с такими учениками, дать консультации и рекомендации, в большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.
На практике социальный педагог - это не только педагог, это еще и организатор, т.к. в его обязанности входит проведение и организация разных мероприятий (профилактика правонарушений, антинаркотические мероприятия, профориентационные мероприятия и т.д и т.п).
Ещё одно очень важное дело – это выбор учениками будущей профессии. Социальный педагог, как правило, должен помогать ученикам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.
Социальные педагоги проводят специальные тесты на профориентацию, результаты которых, становятся хорошими помощниками и советчиками школьникам, помогают с выбором места последующего обучения и места работы.
Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта, это еще и аналитик. Он, как правило, наблюдает за учениками и анализирует их поведение, а в случае возникновения проблем – реагирует, беседует с учениками и родителями, дает рекомендации по устранению проблем.
Часто об отклонениях в поведении школьников докладывают классные руководители, работники школы и учителя, которые проводят уроки в классах. Совместно с социальным педагогом они начинают "бить тревогу" и помогают сделать заключение относительно поведения учащихся.
Итак, социальный педагог это: Посредник - Эксперт - Защитник - Наставник - Общественный деятель и пропагандист - Социальный терапевт.
Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.
Если обобщить все сказанное, видно, что деятельность социального педагога крайне разнообразна, а ответственность – огромна, что у социального педагога довольно напряженный рабочий график.
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, в школе, в ближайшем окружении и других социумах.
Главными задачами социального педагога являются:
- социально-педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребенка;
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;
- защита прав и интересов учащихся в различных инстанциях;
- консультирование учащихся, родителей, педагогов по разрешению социально-педагогических проблем;
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- профилактическая работа с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
- обеспечение учащихся и родителей информацией по вопросам социальной защиты;
- пропаганда здорового образа жизни как необходимого условия успешной социализации детей и подростков.
По своим должностным обязанностям социальный педагог должен вести работу с учениками, учащимися «группы риска» с семьей, родителями, педагогическим коллективом.
По своим должностным обязанностям социальный педагог имеет право при необходимости:
- быть представителем учащегося и осуществлять взаимодействие с органами опеки района, Комиссией по делам несовершеннолетних, отделом полиции по делам несовершеннолетних, судом, поликлиникой и другими учреждениями;
- собирать информацию о семье, проводить социологические опросы и диагностику;
- отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
- вести работу по изучению опыта семейного воспитания, посещать место проживания учащихся, для контроля жилищных условий и их санитарного состояния, опрашивать соседей.
В своей работе социальный педагог руководствуется следующими документами (применительно к Санкт-Петербургу:
- Положение о постановке учащихся и их семей на внутришкольный учет в школе;
- Положение о социально-психолого-педагогической службе;
- Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе;
- ФЗ № 124 от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ от 24.09.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- ФЗ от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Постановление Правительства Санкт–Петербурга от 24.03.2009 № 310 и комплексные меры по профилактики правонарушений;
- Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт – Петербурге»;
- «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-№-273 от 29.12.2012
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.